Из школы и вуза – в музей

10 октября в Музее космонавтики и ракетной техники им. В. П. Глушко встретились представители средней и высшей школ, и музейного сообщества для обсуждения вопросов сотрудничества в единой системе образования и воспитания молодежи. Этой теме была посвящена работа секции «Музеи, вузы, школы: перспективы развития, формы и механизмы межотраслевого взаимодействия», которая впервые пройдет в рамках ежегодной конференции «Чтения памяти академика В. П. Глушко».

Организаторы секции: Музей космонавтики и ракетной техники им. академика В. П. Глушко, Государственный литературный музей «ХХ век» и Институт культурных программ.

Секция предполагала работу в формате круглого стола, где были заслушаны выступления каждой из стрех сторон образовательного процесса.

Модераторами серии блиц-выступлений секции стали Марина Линович, директор Государственного литературного музея «ХХ век» и Ирина Кизилова, заместитель директора Института культурных программ.

Спикеры секции:

Представители музеев

  • Владислав Мотельевич Борухович, директор ОВК «Музей космонавтики и ракетной техники им. В.П. Глушко»
  • Мария Сергеевна Баданина, заместитель директора по просветительской работе, СПбГБУК «Государственный литературный музей «ХХ век»
  • Дмитрий Владимирович Головкин, первый заместитель директора Музея железных дорог России

Представители сферы среднего образования

  • Симона Игоревна Петрова, проректор по учебной работе, ГБУ ДПО «Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования» (Российский научно-методический центр переподготовки и повышения квалификации педагогов)
  • Вера Владимировна Князева, директор СПб ГБОУ «Инженерно-технологическая школа № 777», президент Всероссийской ассоциации образовательных организаций «Консорциум по развитию школьного инженерно-технологического образования»
  • Марк Вячеславович Решетников, заместитель председателя Регионального отделения общероссийского общественно-государственного движения детей и молодежи «Движение первых» города Санкт-Петербурга

Представители вузов

  • Альберт Винерович Абилов, первый проректор – проректор по учебной работе, ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича»
  • Светлана Сергеевна Лампадова, заместитель начальника Санкт-Петербургского университета МВД России по заочному обучению, к.ю.н., доцент полковник полиции
  • Александр Львович Федер, доктор военных наук, доцент, начальник отдела (организации научной работы и подготовки научно-педагогических кадров), Военно-космическая академия имени А.Ф. Можайского 

Владислав Борухович, директор ОВК «Музей космонавтики и ракетной техники им. В.П. Глушко», в своем выступлении отметил большое значение героев в области науки и технического знания для современной молодежи. Он провел параллель с прошлым, когда юные исследователи и будущие инженеры стремились дотянуться или даже превзойти тех, кто сумел добиться высоких результатов в той или иной научной области.

Его поддержала Мария Баданина, заместитель директора по просветительской работе Государственного литературного музея «ХХ век», которая представила опыт своей организации в приобщении школьников и студентов к миру науки через идеи и взгляды фантастов ХХ века.

Их коллега, Дмитрий Головкин, первый заместитель директора Музея железных дорог России, рассказал о системе, выстроенной компанией РЖД, которая позволяет привить интерес к железным дорогам школьникам, а затем и студентам через возможность не только практического применения знаний, но и погружения в историю развития отрасли – как прошлых времен, так и современную.

Интересно, что представители сферы среднего образования подчеркнули значимость сотрудничества с музеями. Все спикеры рассказали о том, что уже проводят совместные проекты и, что это направление уже приносит свои плоды. Так, например, ученики Инженерно-технологической школы № 777, познакомившись с богатством экспозиций Государственного литературного музея «ХХ век» подготовили свой экскурсионный маршрут, который был представлен другим учащимся школы. При этом ребята разрабатывали новые подходы к подаче информации, новые формы передачи знаний и эмоционального опыта.

Активную поддержку работе педагогов в школе готово оказать и «Движение первых». Марк Решетников, заместитель председателя Регионального отделения движения в Петербурге, рассказал о просветительской работе своей организации, которая затрагивает также и работу с музейным сообществом.

Говоря о потребностях молодежи, Альберт Абилов, первый проректор – проректор по учебной работе, Санкт-Петербургского государственного университета телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича, отметил, что в построении эффективной коммуникации между учащимися и музеем не хватает геймификации. Эта форма диалога, по мнению спикера, наиболее удачно решила бы вопрос привлечения молодежной аудитории к музеям технической и научной направленности.

И все-таки главным, по мнению участников дискуссии, в образовательном процессе становится воспитательная функция как школы, так и музея. В этом убеждены Светлана Лампадова, заместитель начальника Санкт-Петербургского университета МВД России по заочному обучению, и Александр Федер, начальник отдела организации научной работы и подготовки научно-педагогических кадров Военно-космической академии имени А.Ф. Можайского. «Выпускник нашего университета – это, прежде всего, патриот!»

По завершении первой части выступлений Марина Евгеньевна Лебедева, заведующая отделом маркетинга Государственного литературного музея «ХХ век» и Николай Александрович Костицын, психолог, консультант ФТМИ ИТМО, подвели итоги дискуссии.

Далее в ходе секции были представлены кейсы уже реализованных инициатив, направленных на укрепление сотрудничества школ, вузов и музеев. Одним из спикеров стала Ольга Гаазе, которая рассказала об опыте реализации программы «Дороги Победы» в Петербурге и масштабных топонимических фестивалях. Коллеги высоко оценили системный подход в работе над данными проектами и предложили рассмотреть возможности сотрудничества с Институтом культурных программ в качестве связующего звена в системе взаимодействия школ, вузов и музеев.

Свои наработки в области межсекторного сотрудничества представили также:

  • Иляна Александровна Маховикова, старший преподаватель, руководитель мультимедийной лаборатории кафедры дизайна факультета искусств Санкт-Петербургского государственного университета и Елена Владимировна Путинцева, геолог, петрограф, старший хранитель музея петрографии Санкт-Петербургского государственного университета
  • Ксения Родионовна Шевелёва, ведущий специалист Центра организации приема Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения», Гульнара Дмитриевна Фролова, начальник отдела развития пространства коллективной работы Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения, Елизавета Анатольевна Денисова, координатор пространства коллективной работыСанкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения»
  • Мария Андреевна Купорова, методист по космическому направлению ГК «Геоскан»
  • Алексей Викторович Вольтов, научный руководитель Всероссийской ассоциации образовательных организаций «Консорциум по развитию школьного инженерно-технологического образования», зам. директора по инновационной деятельности СПб ГБОУ «Инженерно-технологическая школа № 777».

В завершение мероприятия коллеги договорились о продолжении совместной работы и решению единых задач по воспитанию молодежи.

photo 2025 10 13 13 07 50

Итоги заседания Топонимической комиссии

16 октября состоялось заседание Санкт-Петербургской межведомственной комиссии по наименованиям (Топонимической комиссии).

Подробнее...

Балалайка во фраке

24 октября в медиацентре «Культура Петербурга» Института культурных программ состоиялась пресс-конференция, посвященная II Всероссийскому конкурсу «Балалайка во фраке».

Подробнее...